Что такое двигатель дизель с турбонаддувом
Принцип работы турбонаддува при всей его значимости в приросте мощности двигателя весьма прост: на одном валу закреплены крыльчатки двух улиток-турбин, задача одной части посредством потока отработанных газов раскручиваться и приводить в действие вторую часть, которая работает нагнетателем воздуха в двигатель. Именно в увеличении объема воздуха, посылаемого в камеру сгорания, и кроется секрет увеличения мощности движка.
Но, как уже отмечалось выше, при всей своей логической простоте устройство набирало значимость довольно долго – более полувека. Причины:
- требовательность к точности изготовления,
- необходимость в жаропрочных качественных материалах,
- отсутствие в массовом производстве высокооктанового топлива.
Последнее к слову ограничивало применение турбонаддува только на бензиновых двигателях.
Благо, наука не стоит на месте и с годами появлялись более качественные материалы, позволившие турбонаддуву начать проникать сперва в мир автогонок, где он позволял без увеличения веса двигателя увеличивать его мощность и достигать командам высоких позиций в финальных таблицах, а после и на потребительский рынок.
Теперь немного подробнее о том, как работает турбонаддув на бензиновых и дизельных двигателях, а точнее – об особенностях его работы, ведь принцип действия у них практически идентичен.
Немного теории
Мощность любого ДВС определяется:
- Суммарным рабочим объемом. Эта характеристика зависит от величины камеры сгорания и количества цилиндров.
- Числом оборотов коленвала.
- Объемом смеси воздуха и топлива, которая подается во время каждого рабочего цикла.
- Эффективностью сгорания этой самой смеси.
- Калорийностью сгорания топлива.
Усовершенствование движков в плане повышения мощности по большинству из указанных направлений осложняется техническими возможностями моторов и некоторыми другими факторами. В то же время, применение турбонаддува позволяет сделать двигатель сильнее, без большого роста потребления топлива, повышения количества оборотов и т.д.
Как известно, бензин или солярка не будут гореть в камере самостоятельно. Для воспламенения им нужен воздух, в определенном количестве. Рабочая смесь поступает в камеру сгорания за счет разрежения, образовавшегося после выхлопа. Количество ее ограничено по той причине, что данным способом физически невозможно «потянуть» больше. Если же поставить турбокомпрессор, который будет нагнетать в цилиндры сжатый воздух, то в камерах сгорания окажется намного больше смеси. Следовательно, во время такта воспламенения, на поршни будет «давить» значительно большая сила, что и приведет к повышению мощности (или – удельной литровой мощности, по числу «лошадок» на каждый литр рабочего объема). Т.о., мотор меньших размеров, без увеличения оборотов коленвала, получится таким же сильным, как и более крупный двигатель. А это уже напрямую влияет на металлоемкость, надежность и другие важные параметры.
Підведемо підсумки
Завдяки напрацюванням і інженерним рішенням компанії Audi дизельному двигуну вдалося піднятися на новий щабель своєї еволюції. Економічність моторів TDI є своєрідним рекордом. Модель Audi 100 TDI пройшла 4 814,4 кілометра на запасі палива, рівному за все одному повного паливного баку. Середня швидкість руху становила близько 60 км / год, при цьому середня витрата пального виявився на позначці трохи більше 1.7 л на 100 км. Також мотори TDI впритул тіснять бензинові агрегати не тільки на вулицях, але і на гоночних треках. Чудовим прикладом можна вважати дизельну Audi R10 TDI, яка регулярно здобуває перемоги на найскладніших трасах.
Наостанок додамо, що основною запорукою довгого життя як мотора TDI, так і будь-якого іншого, є правильний підбір і своєчасна заміна моторного масла, грамотна експлуатація і їзда на якісному паливі, а також професійний сервіс. Дотримання даних умов дозволить двигуну та іншим суміжним системам зберігати працездатність не одну сотню тисяч кілометрів.