Ecoparcovka.ru

ЭкоПарковка СТО
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бедная смесь двигателя на что она влияет

Как ГБО влияет на двигатель автомобиля?

Влияет ли ГБО на двигатель и портит ли его — основныен вопросы у автовладельца перед установкой газобаллонного оборудования. О том, на какие двигатели можно ставить ГБО и как это повлияет на работу машины и пойдет речь далее.

Вреден ли газ для двигателя

ГБО устанавливается на бензиновый двигатель для уменьшения затрат на топливо. И хотя на 100 км расходуется больше газа, чем бензина, его низкая стоимость позволяет быстро окупить траты. Платой за такую экономию является потеря мощности мотора до 5-10%.

Однако, несмотря на разницу октанового числа, других негативных последствий от использования газового оборудования возникнуть не должно. Но все это при условии правильной настройки авто. В противном случае вред гбо будет колоссальным, что повлияет и на ресурс двигателя.

Почему горят клапана? Реальные причины

Почти каждый водитель слышал о том, как на автомобиле прогорели клапана после установки ГБО. Но возможно ли это на самом деле?

На бензиновых агрегатах основной причиной прогорания клапанов является неправильная топливно-воздушная смесь. Так, богатая смесь будет очищать клапана от нагара и остатков топлива. В результате температура сгорания будет находиться в допустимых значениях.

Гораздо более опасна для клапанов бедная смесь. В этом случае температура может повышаться на 150-200 градусов и более. Как результат – происходит прогар клапанов.

Схожая ситуация возникает и при работе мотора на газу. Но в этом случае температура увеличивается максимум на 50-60 градусов. Конечно, это несколько сокращает ресурс узлов. Но сказать, что газ убивает двигатель нельзя. Горят клапана скорее в результате поломки топливной системы, чем из-за длительной работы на газу.

Сушка двигателя, вымысел или правда

Истории о том, что газ сушит двигатель и вредит ему, пошли еще со времен массового производства карбюраторных машин. В таких двигателях использовались резиновые уплотнители. На них газ и оказывал негативное воздействие. В результате резина рассыхалась, что и привело к возникновению популярного мифа.

Современные инжекторные моторы имеют более совершенную конструкцию. И влияние газа на двигатель здесь сводится к минимуму. Устанавливать ГБО на машину с инжектором можно не волнуясь о «сушке».

Как ГБО влияет на ресурс мотора

Рассматривать вопрос о том, вреден ли газ для двигателя, необходимо при условии правильной установки газобаллонной системы. И в этом случае ресурс мотора на газу и бензине будет одинаков. Однако он может уменьшиться в следующих ситуациях:

  • Газовое оборудование не было отрегулировано. Вопреки распространенному мнению, ГБО и сам агрегат требуют тщательной настройки. Иначе в камеру сгорания будет поступать бедная смесь, что приведет к уже описанным выше последствиям. На системах первых поколений регулировка была неточной. ГБО 4 и старше могут быть правильно настроены, поэтому переход на новое топливо почти не повлияет на работу мотора.
  • Установлены некачественные форсунки. Из-за неточной работы форсунок может происходить разброс дозировки топлива между цилиндрами. В результате агрегат начинает работать нестабильно, повышается расход топлива, а из-за срабатывания датчиков может загореться Check Engine.
  • Чрезмерные нагрузки на мотор. Несмотря на все описанные особенности, обычные агрегаты все же не предназначены для работы на газу. Конечно, работа в стандартном режиме никак не скажется на ресурсе агрегата. Но длительные поездки на скорости 150 км/ч и выше могут существенно его сократить.
  • Неисправности мотора. При поломке датчика кислорода правильно настроить газовое оборудование не удастся (из-за этого в камеру сгорания будет попадать бедная или богатая смесь). Другие неисправности также могут повлиять на ресурс мотора.

Еще одной распространенной проблемой является обратный хлопок. Он возникает из-за самопроизвольного воспламенения топливной смеси во впускном коллекторе. В основном такая проблема сопровождает ГБО 1-3 поколений. Причем вызвана она не использованием газа, а проблемами с мотором (прогоревшими клапанами двигателя, неисправной системой зажигания и т.д.). Поэтому, чтобы избежать хлопков, нужно внимательно следить за состоянием мотора.

Влияние ГБО на катализатор

Выше уже были описаны проблемы с двигателем, вызванные бедной топливной смесью. Но богатая смесь тоже может привести к возникновению многих проблем. В первую очередь она вызывает выход из строя катализаторов. Также агрегат может работать нестабильно, на приборной панели загорится Check Engine, а экономить газ не получится. Со временем неполадки могут прогрессировать. При правильно настроенном ГБО таких проблем обычно не возникает.

Читать еще:  Что такое двигатель змз 322 03

Подведём итоги

Таким образом, сам по себе газ не может нанести вреда двигателю. Причиной большинства проблем в работе мотора при использовании ГБО, является нарушение правил монтажа или неправильная эксплуатация автомобиля.

И если системы первых поколений способны несколько сократить срок службы узлов, а также повлиять на мощность, то машины с ГБО 4 работают на газу точно так же, как и на бензине. Портят репутацию газа в основном сами водители, неправильно подошедшие к установке оборудования.

Чтобы максимально увеличить ресурс мотора, рекомендуется после перехода на новое топливо сменить масло. Дело в том, что бензиновые, дизельные и универсальные смазки рассчитаны на определенную температуру сгорания топливно-воздушной смеси.

Температура горения газа несколько выше. Из-за этого масло не может справляться со своими функциями, а на моторе образуется нагар. Поэтому, чтобы агрегат нормально работал на газу, следует позаботиться о выборе подходящей смазки.

Также водитель должен следить за состоянием оборудования. Периодически требуется выполнять ТО системы и замену фильтра. А при появлении запаха нужно незамедлительно обратиться на СТО (продолжать ездить с поломками нельзя). Это позволит избавиться от большинства минусов ГБО.

И на последок, советую посмотреть данный видеоролик от Главной дороги на тему ГБО в автомобиле.

Что такое бедная смесь?

Бедной, как вы уже догадались, будет смесь, которая перенасыщена воздухом 15-17 ч. на 1 ч. топлива. В таком случае будет наблюдаться серьезная экономия горючего, правда падение мощности будет таким же ощутимым. Ухудшится разгонная динамика, а мощность в целом упадет примерно на 8-10%. При увеличении количества воздуха до 17 частей на одну часть топлива смесь становится «бедной». При соотношении 1:21 ТВС не сможет воспламениться, мотор заглохнет. Как вы понимаете сильный перебор в ту или другую сторону приводит к полной остановке двигателя, ошибка: Р0171 — бедная ТВС;

Тайны детонации: гореть, но не взрываться

Любой опытный водитель относится настороженно к доносящимся из-под капота «лишним» звукам. Это только для непосвященных двигатель тарахтит, а автомобилист со стажем сразу уловит, что уже клапана начали шелестесть, а еще ремень ГРМ после последнего техобслуживания перетянут и теперь слегка гудит. Чуткое ухо даже по «интонации» может догадаться, что масло уже на минимуме! И наоборот, если ездить по принципу «хороший стук всегда вылезет», то он и вылезет, но в самый неподходящий момент и, что называется, влетит в копеечку.

Часто бывает так, что тихая и смирная машина вдруг начинает издавать какие-то звонкие стуки, особенно проявляющиеся при интенсивном ускорении с низких оборотов, то есть резком открытии дроссельной заслонки под нагрузкой. Водитель (а то и попутчик) тут же отметит раздраженно, что «пальцы стучат, заразы». И будет неправ!

Стук поршневых пальцев свидетельствует о том, что двигатель нуждается в капитальном ремонте и долго он уже не протянет. Подобные звуки возникают не просто так и не вдруг — что-что, а пальцы «кончаются» после поршней и колец. На самом деле причиной звонких и хорошо слышимых для опытного автомобилиста стуков является не стук каких-то металлических деталей, как наивно предполагают многие водители, а сгорание топлива с очень высокой скоростью (1000-1300 м/с) небольшой части заряда смеси, которая отдалена от электрода дальше всего. Это явление называется детонация.

Немного теории

Детонация возникает из-за того, что при прохождении через любое вещество фронта ударной волны оно нагревается. Если ударная волна имеет достаточную силу, то этот нагрев может воспламенить горючую смесь, что приводит к детонации.
Детонационное сгорание смеси возникает при низкой и средней частоте вращения коленчатого вала, причем склонность к этому явлению проявляется при резком увеличении нагрузки.

Объясняется это тем, что отдаленная от фронта пламени часть горючей смеси имеет большую температуру и давление, из-за чего возможно очень быстрое, почти моментальное взрывоподобное горение. На малых оборотах это усугубляется увеличением времени горения смеси.

Что же является причиной детонации? Как правило, сам водитель, заливший в бак вместо положенного высокооктанового топлива некий суррогат, низкое октановое число которого и вызывает детонацию.

Ведь применяемый тип бензина (как правило, для современных автомобилей ОЧ колеблется от 92 до 98) определяется конструктивными особенностями двигателя — диаметром цилиндров, удельной мощностью и, что важнее всего, степенью сжатия.

Читать еще:  Двигатели tfsi fsi чем отличаются

Больше сжатия

Современный А-80 для старушки
«Победы» не подходит.
Его октановое число слишком.
высокое

Лет 50-60 назад двигатели «Побед» и «Москвичей» были удивительно неприхотливыми к топливу и работали на чем угодно, чуть ли не на керосине, разбавленном водой и другими жидкостями!

У многих «Москвичей» наблюдается
склонность к детонации

Это объяснялось слабой форсировкой и низкой степенью сжатия, которая не превышала 6,5-7 единиц. С приходом «фиатопободных» Жигулей ситуация изменилась: относительно высокофорсированный современный мотор отличался немалой по тем временам степенью сжатия (8,8, а затем её снизили до 8,5) и требовал соответствующего бензина — как минимум, АИ-93! Те же, кто по старинке лил более дешевый (и доступный) «семьдесят шестой», в итоге сталкивались с прогаром прокладки головки блока цилиндров, а то и поломкой перемычек и обгоранием днища поршня.

«Двадцать первая» «Волга» ездила на бензине А-72

Двигатели современных автомобилей для достижения требуемых технических характеристик (высокой удельной мощности, экономичности, приёмистости) имеют высокую степень сжатия (9,5-11), что приводит к необходимости использовать высокооктановое топливо (ОЧ не менее 95). Тот, кто не пожелает услышать «призывы к пощаде» двигателя или просто не сможет этого сделать из-за качественной шумоизоляции (что особенно характерно для иномарок!), будет наказан. И даже если обойдется без катастрофических последствий, ресурс двигателя снижается во всех случаях, да и рассчитывать на нормальную динамику не стоит.

Двигатель ВАЗ-2101 «питался» исключительно
«девяносто третьим» бензином

При детонации не только падает мощность и увеличивается расход топлива (что естественно). Еще увеличивается температура охлаждающей жидкости, что в жаркий день может вылиться в перегрев со всеми малоприятными последствиями. К тому же двигатель может задымить, так как детонация «выбивает» масляную пленку между поршнями и цилиндрами, а также вызывает обгорание свечей и способствует калильному зажиганию, т.е. воспламенению смеси от перегретых металлических частиц.
Конечно, часто в такой проблеме бывает виноват не жадный владелец, а нечистые на руку предприниматели, которые продают под видом А-95, к примеру, обычный «девяносто второй». И даже если ОЧ такого бензина соответствует нормам, что можно достичь при помощи разных присадок, то энергетическая ценность топлива будет недостаточной, из-за чего двигатель будет работать плохо, не развивая положенной мощности.

Кстати, детонация возможна даже при использовании нормального бензина — неверно установленный угол опережения зажигания (в сторону «+») или слишком бедная смесь также способны вызвать детонационное сгорание смеси. Кроме того, иногда двигатель начинает начинает «звенеть» после халтурного ремонта, когда в процессе разборки нарушились метки взаимного расположения коленчатого и распределительного валов, а горе-механики при сборке ориентировались на эти самые метки, что привело к сбитым фазам газораспределения. Как показывает опыт, «ловить» фазы не очень весело, особенно в тех случаях, где из-за смещения распредвала относительно коленвала клапана могут достать до поршня (двигатель ВАЗ 2108 и большинство иномарок).

Допускаемое октановое число бензина часто
указано прямо на лючке заливной горловины бака

Для «москвичей» и некоторых других автомобилей характерен другой недуг: из-за дефектов центробежного регулятора в распределителе зажигания при резком разгоне не обеспечивает оптимальный УОЗ, так как центробежный автомат слишком рьяно «опережает».

Если же распределитель в порядке, то его характеристики обладают некоторым запасом, то есть детонация начинается только при заметном падении мощности. В итоге двигатель не детонирует и еще остается небольшой запас — на случай вынужденного использования низкооктанового топлива. А начиная с 2500 об/мин центробежный автомат изменяет УОЗ так, чтобы добиться оптимальной работы на грани детонации (на таких оборотах она маловероятна).

Фактор Д

Факторы, влияющие на возникновение детонации:
1. Состав смеси. Как чрезмерно богатая, так и слишком бедная смесь способны привести к возникновению детонации.
2. Угол опережения зажигания. При слишком раннем зажигании увеличивается давление в камере сгорания, что может стать причиной детонации.
3. Октановое число топлива. Чем ниже октановое число бензина, тем выше вероятность детонационного сгорания горючей смеси.
4. Степень сжатия. У двигателя с высокой степенью сжатия также увеличивается давление и температура в камере сгорания, а это – благоприятные условия для возникновения детонации.
5. Конструкция двигателя. Большой диаметр цилиндров, форма камеры сгорания и днища поршня – все это оказывает влияние на процесс догорания смеси, а также на вероятность возникновения очагов детонации.

При езде «со звоном» возможен прогар клапанов,
что потребует их замены

Читать еще:  Что такое конденсат на крышке двигателя

Борьба со звоном

Поскольку на вопрос «кто виноват?» уже есть ответы, теперь можно порассуждать о том, «что делать?».
Если двигатель начал детонировать резко и вдруг (скажем, после вынужденной заправки на непроверенной АЗС в дальней дороге), на автомобилях с механическим «трамблером» целесообразно чуть уменьшить опережение зажигания, повернув распределитель в сторону «-».

После уменьшения опережения детонация наверняка исчезнет, хотя ездить так постоянно нельзя. Кроме того, при использовании низкооктанового топлива нужно крайне аккуратно открывать дроссельную заслонку, помня, что всякое резкое движение ногой и педалью «газа» под ней способствует возникновению предательских стуков. Ускоряться при этом нужно медленно, но до более высоких оборотов, чем обычно, чтобы после переключения на высшую передачу обороты не упали до «детонационных». А если двигатель все-таки «зазвенел» (скажем, на сильном подъеме), нужно включить низшую передачу, чтобы двигатель при той же мощности работал на более высоких оборотах.

Эрозия электродов свечей — также признак
детонационного сгорания топливо-воздушной смеси

яжелый случай — прогар днища
поршня вследствие длительной
работы мотора с детонацией

Тяжелый случай — прогар днища поршня вследствие
длительной работы мотора с детонацией

Датчик детонации «сообщает» ЭБУ
о том, что двигатель работает
с детонацией и умная
электроника уменьшает опережение

Некоторые водители, стремясь ликвидировать детонацию «как класс», устанавливают на двигатель дополнительные прокладки между головкой и блоком цилиндров. Когда-то это считалось выходом, хотя сейчас, когда на заправках круглосуточно есть любой бензин, от А-80 до «сотого», заниматься подобной «экономией» не стоит. Ведь меньшая стоимость бензина еще не значит, что получится сэкономить, так как при использовании низкооктанового топлива на 5-10% снижается мощность и на столько же увеличивается расход топлива. Следовательно, ни о какой экономии не может быть и речи. Да и двигатель можно угробить!

Повернув «трамблер» в «минус», можно снизить
вероятность возникновения детонации.
Однако ездить так постоянно нельзя.

Кстати, в полном отсутствии детонации тоже хорошего мало, поскольку это грозит прогоранием выпускных клапанов вследствие повышения температуры отработанных газов. Когда-то по наличии кратковременной детонации при резком разгоне на определённой (прямой) передаче судили о правильности установки момента зажигания, но для современных автомобилей пользоваться подобным методом можно лишь в критических ситуациях, так как определённый таким путем УОЗ слишком «приблизителен». Хотя при необходимости можно быстро проверить качество бензина, включив при скорости 40-50 км/ч четвертую передачу и резко открыв заслонку, разогнаться до 80-90 км/ч. Если двигатель «звенит» долго — зажигание слишком «раннее» либо в баке несоответствующий бензин.

Пагубные последствия
Чем же опасна детонация для мотора? Длительная работа двигателя на топливе с низким октановым числом или неправильным моментом зажигания, как правило, приводит к фатальным повреждениям деталей цилиндро-поршневой группы. Обычно у «звенящего» мотора все заканчивается прогоревшей прокладкой блока цилиндров, сломанными перемычками поршневых колец и даже прогаром днища поршня или тарелки клапана. В любом случае, никакая призрачная экономия на более дешевом топливе не окупится, поскольку двигатель потребует серьезного (капитального) ремонта.

Иногда в продаже можно встретить электронные октан-корректоры, хотя ими следует пользоваться «с умом», как говорится — двигатель той же «восьмерки» на А-80 нормально работать не будет, каким бы умным приборчиком опережение ни уменьшалось! Подобные устройства особенно удобны в дальней дороге, когда отпадает необходимость лазить под капот для корректировки УОЗ после «левой» АЗС. Правда, при нынешнем изобилии заправочных станций этот вопрос уже не столь актуален, как лет пятнадцать-двадцать назад.

В современных двигателях с системой впрыска топлива электронный блок управления (ЭБУ) самостоятельно корректирует как начальный, так и оперативный угол опережения зажигания, получая информацию от датчика детонации. Благодаря этому «умный» блок всегда выставляет оптимальный момент зажигания, не допуская детонации. Если же датчик выйдет из строя, в комбинации приборов высветится сигнализатор «check engine», а при считывании ошибок диагностическим сканером неисправность датчика легко определится. Правда, иногда «чек» загорается не из-за неисправного датчика – просто топливо настолько плохое, что ЭБУ не может скорректировать параметры УОЗ так, чтобы добиться работы двигателя без детонации. Это – явный сигнал водителю о том, что в баке плещется «левак».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector